Каждый сам за себя

После смерти Владимира Мономаха «стол» Киевский занял его сын Мстислав. Мстислав, получивший прозвание «Великий», тоже был личностью выдающейся, и мало в чём уступал своему великому отцу. В годы своего недолгого правления (всего семь лет) Мстислав сумел обеспечить на Руси такой же порядок, как и при его отце, ему даже удалось «развить успех» и завоевать Полоцкое княжество, присоединив его земли к русской земле.

Однако после смерти Мстислава княжеские междоусобицы разгорелись с новой силой. Киевская держава начала окончательно распадаться. Единого государства, как такового, не было уже давно, это все князья признали ещё на Любеческом съезде. Но был, хотя и весьма условный, княжеский союз, с формальным подчинением Киеву и признании князя Киевского «старшим». По аналогии с королевствами Западной Европы: «Король лишь первый среди равных».

Но теперь дело обстояло «ещё круче», к концу 12 века русские княжества представляли собой не просто враждующие между собой феодальные образования одного государства, а вообще разные государства, со своими законами, укладом жизни и политической программой. Некоторые из них были успешными, некоторые не очень. Но войну между собой князья продолжали, только теперь война стала куда более жестокой. Если до этого на Руси «практиковалась» так называемая «правильная война», когда пленных зачастую просто отпускали домой (ну кроме тех, за кого можно взять выкуп), никогда не добивали раненых, и самое главное, не творили «бесчинства» в захваченных городах, поскольку все русские люди, по существу считали друг друга «своими», просто имеющими «некоторые разногласия». Теперь же война между русскими князьями стала «неправильной».

Достаточно сказать, что знаменитейший Суздальский князь Андрей Боголюбский, во время очередной войны в 1169 году взял штурмом Киев и отдал его на три дня на разграбление своим дружинникам, до этого подобная «традиция» распространялась только на иноземные города и замки, немецкие, польские, византийские, но никак не на русские. При этом «ребята Боголюбского» не только грабили и убивали киевлян, но и разграбили церкви. А это было уже признаком, что русские, живущие в разных княжествах, «своими» друг друга считать перестали, хотя и говорили на одном языке, да и вера была одна, православная. Единая вера русичей впоследствии ещё «сыграет свою положительную роль», но на тот момент среди церковных иерархов на Руси, личности подобной Сергию Радонежскому не нашлось, поэтому православным никто не мешал «резать друг друга».

Вот в таком состоянии Русь и «подошла» к своей первой встрече с монголо-татарами. Это как раз было то время, когда «Русь» была не одна, а их было много: Киевская, Владимирская, Черниговская и т.д. Какие-то дружили между собой, какие-то «дружили против кого-то». В любом случае, что-то противопоставить монголам они не смогли. Только монголы на самом деле «ничего такого» на Руси делать не собирались. А «в чём там было дело», разберём в следующий раз.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *