Легенда о Коловрате

Всем здравствуйте! Продолжая разговор об исторических фильмах, повествующих о событиях на Руси в эпоху средневековья, давайте обратим внимание на фильм «Легенда о Коловрате». Судя по названию, фильм должен перенести нас во времена нашествия Батыя на Русь и рассказать о подвиге рязанского боярина Евпатия Коловрата в битве с монголо-татарами. Всё это в фильме есть, но авторы решили предать картине элементы фэнтези и, может быть, сделали это зря, мог получиться не плохой исторический фильм. А так, погнавшись за «американским трендом», фильм стал больше похож на комикс.

Когда я высказывал мнение о фильмах «Гладиатор» и «Храброе сердце», вы могли заподозрить, что я поклонник американских «исторических» фильмов, но это не так. Я, как и вы, поклонник хороших фильмов, а где они сняты: в России, в США или в Зимбабве — значения не имеет. Те же «хвалённые» американцы, в попытке снять историю про «Триста спартанцев» в жанре то ли фэнтези, то ли вообще не понятно в каком «стиле», явно перестарались. В итоге получилась такая «ахинея», что не спасла даже классная игра Джеральда Батлера, а иранцы страшно возмутились за «царя Дария»: «Пусть жестокий, пусть коварный, но почему «лысый педик»?»

Клим Жуков в «Синем Филе» отозвался о фильме «Легенда о Коловрате», мягко говоря, критично, за выбор костюмов, образцов оружия, постановку батальных сцен. Ну Клим историк, причём военный историк, он за это переживает. А я хочу, частично, заступиться за авторов фильма. Во-первых — фильм достаточно зрелищный, во-вторых — выбранная тема, изначально допускала большой простор для «творческой фантазии».

Дело в том, что сам Евпатий Коловрат, личность полулегендарная, единственное упоминание о нём в «Повести о разорении Рязани Батыем». Кем Евпатий был «по жизни» никто не знает. Тот же Клим Жуков в ролике о фильме говорит, что Евпатий Коловрат был рязанским боярином и объясняет свои доводы не ссылкой на источники, а на вычисления «дедуктивным методом». В «Повести» сказано, что в момент взятия Рязани Батыем, Евпатий находился по делам в Чернигове. Раз у человека дела в Чернигове, то он, как минимум, не холоп и не крестьянин, если бы он был дружинником, то был бы вместе с князем и не сам князь, тогда это было бы прямо указано. Евпатий мог быть купцом, но у купцов не было большой дружины, так, личная охрана. Значит, методом исключения, Евпатий Коловрат — рязанский боярин.

О самой битве известно ещё меньше. Нескольких выживших дружинников Евпатия, которых, согласно легенде, Батый отпустил, поражённый их мужеством, вряд ли подвергли в Рязани допросу: «Что там было?» Тем более, что самой Рязани, фактически уже не было, Батый сжёг город, перед этим перебив население. К моменту возвращения с дружиной из Чернигова, Евпатий уже обнаружил обгоревшие угли и несколько выживших земляков. Это и заставило его пуститься в погоню и дать бой «обидчикам».

Мы никогда не узнаем, рассчитывал ли Евпатий разгромить Батыя, не зная о численности его войска или это было отчаянное желание отомстить. Но подвиг Евпатия Коловрата и его дружины, историки сомнению не подвергают, да и мы в нём не сомневаемся.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика