Советский Айвенго

Многие помнят замечательный советский фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго». Отлично поставленная приключенческая и любовная история на фоне средневековой Англии. И Робин Гуд тоже «присутствовал» (куда же в Англии без Робин Гуда). Правда в этом фильме в образе благородного разбойника перед зрителем предстал бородатый Борис Хмельницкий. На мой, субъективный, взгляд, он наименее похож на Робин Гуда. Нет, я ничего не имею против актёра Бориса Хмельницкого. И Борис Хмельницкий, и Кевин Коснер, и Рассел Кроу, все они для кого-то ассоциируются с образом «хозяина Шервудского леса». Только, лично для меня, Робин Гуд это тот молодой парень из фэнтезийного сериала «Робин из Шервуда», который я, как и многие мои сверстники, обожал смотреть в детстве.

Сам фильм снят по роману знаменитого писателя Вальтера Скотта «Айвенго», и историческим этот роман можно признать примерно в той же степени, что и роман Александра Дюма «Три мушкетёра». Поэтому, если кто-то признаёт «Три мушкетёра» историческим произведением, ну значит и «Айвенго» таковым является. Только хочу напомнить, сам Вальтер Скотт говорил: «Только дурак может изучать историю по моим романам». Заметьте, это не я пытаюсь кого-то оскорбить, это «обзывашка» самого «товарища Скотта».

Однако актёрскому составу фильма «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» надо отдать должное. Они, как могли, максимально постарались передать зрителю атмосферу средневековой Англии. Все так здорово вжились в образы. И благородные рыцари, и прекрасные дамы, и «подлые негодяи», все сыграли замечательно. Вот только, если мы говорим об истории, всё это было не нужно. Конечно к съёмочной группе фильма не может быть никаких претензий, они снимали кино по мотивам романа Вальтера Скотта. Насколько им удалось передать на экране содержание романа, это «уже совсем другая история». Но, как бы то ни было, а при съёмках фильма режиссёр и сценарист отталкивались от событий романа, а не от событий истории.

Уже сама завязка сюжета содержит исторический анахронизм. Благородный сэр Седрик лишает наследства своего сына Айвенго, за то, что тот предал своего сеньора, не кого нибудь, а короля Англии Ричарда «Львиное сердце». Поступок по феодальным законам действительно позорный и лишившись наследства, Айвенго «ещё легко отделался». Только вот лишить сына наследства Седрик, должен был раньше, как только Айвенго примкнул к королю Ричарду. Ведь если «старый Седрик» изображён, как «блюститель старинных английских вольностей», то есть типичный феодал англо-сакс «старой закалки», то Ричард для него враг по определению и если родный сын вступает в его войско, то такой сын автоматически становится предателем, позорящим древний англо-саксонский род. В принципе, дальше «исторические параллели» можно не искать, ну а если перечислять все «мелочи», то можно придраться к каждому кадру в фильме и каждой странице в романе. Не нужно этого делать, фильм замечательный, только реальной истории там нет, зато есть и любовная, и приключенческая, так что, кто не смотрел, обязательно посмотрите, не пожалеете.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика